Катя Васильева: В фэшн-иллюстрации я художник, в храме — ремесленник

Катя Васильева уже несколько месяцев занимается росписью нового храма в Кемерово. А еще Катя увлекается фэшн-иллюстрацией. Она рассказала «Англеру», как в её жизни переплелись такие разные сферы, как работа привела ее из Петербурга обратно в Сибирь и как она разделяет и сочетает в себе художника и прикладника.

англер
6 min readJun 25, 2021
Катя Васильева, художник, иллюстратор, ремесленник, работник бара

«

Дело было в октябре. Мне пришло письмо от моего давнего друга, с которым мы учились в училище. Он рассказал, что в Кемерово строится храм и его нужно расписывать. Я ответила, что нахожусь в Петербурге и у меня здесь всё хорошо: любимый дом, каждодневная работа и дорогие моему сердцу люди. Я пожелала им хорошей росписи и пошла трудиться дальше.

Прошла пара дней. В голове летали мысли: храм, живопись, стены, Сибирь. Я никогда ранее не участвовала в росписи церкви. Но своей специальностью всегда называла монументально-декоративное искусство. Посоветовалась с родителями и друзьями. Все без раздумий посоветовали: ехать! И вот через пару недель я решилась, собрала вещи и отправилась в Кемерово расписывать храм.

Храм Архангела Михаила, Кемерово

Мне хотелось начать с чего-нибудь простого, чтобы разрисоваться, почувствовать краску и формат. Первой работой, которую мне доверили, было закрасить силуэты голов на западном своде. Позже я свыклась с этим сводом и решила дальше писать его. Это значительный объём — 12 м². Я никогда до этого не писала такие форматы, впервые работаю с этой краской (силикатная, разводится водой, очень удобна для росписи стен), стилистика тоже для меня новая. Это значительный сюжет: распятие, предстоящие святые на облаках, Богородица и Господь Саваоф. Страшно, ответственно. И вот я сделала роскрашь, а теперь тщательно прорисовываю все элементы: облака, чернение золота, складки одежд, лики. Так как учиться приходилось на ходу, процесс идет не быстро.

Храм Архангела Михаила, Кемерово

Все этапы интересны по-своему. Каждый требует определенных навыков. Опять же повторюсь, что такой опыт у меня впервые, поэтому не обходится без трудностей. И физических и психологических.

Это работа в команде, но каждый, кто здесь работает — сложившийся художник, личность со своими возможностями и своими надеждами что ли.. Сейчас уже 15 человек заняты росписью. Плюс строители (храм ещё достраивают). Во время работы мы с коллегами общаемся нечасто, наоборот хочется настроиться на процесс, уединившись со своим прокрученным раз на сто плейлистом. Для меня важно не подвести команду, сделать достойную того, чтобы остаться во времени, работу, научиться новому и остаться при этом собой.

Храм Архангела Михаила, Кемерово

Я крещеная. Честно, не помню сколько мне было лет, когда меня крестили. Помню, что это было по инициативе моих родителей и я не была против. Мне нравится иметь крестных родителей. Мне нравится знать наизусть «Отче наш». Я верю. В Бога. В своего Бога. Моя вера — это как бы микс из общепринятых ритуалов честного христианина и моих личных, придуманных мною. Я уважительно отношусь к православной культуре. Но не люблю пропаганду и фанатизм. В храм захожу исключительно с эстетической точки зрения.

Древнерусское искусство XI–конца XV веков — моё любимое время в истории искусств. Могу с уверенностью сказать, что Дионисий — один из моих любимейших художников. Всё что он сделал — невероятно прекрасно! Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — это одно из лучших мест, где я когда-либо бывала. Можно вечно любоваться, можно плакать от счастья. Великая сила изобразительного искусства — про это место. Мне нравится архитектура Владимира и Суздаля, Храм Покрова на Нерли, в частности — это невозможная красота.

Храм Архангела Михаила, Кемерово

Существуют строгие каноны, сложившиеся исторически. Всё имеет свою символику. Вход в храм, к примеру, как правило, всегда на западе. Алтарная часть соответственно — на востоке. Количество куполов, цвет храма, сюжеты, их местоположение — всё символично. Храм имеет имя. Наш, к примеру, посвящён Архангелу Михаилу. В интерьере тематика прослеживается.

Монументально-декоративную живопись я изучала в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица. Четырех с половиной лет хватило, чтобы понять, что архитектура прекрасна в своём первозданном виде. Я не хотела рисовать на стенах, чтобы сделать ее лучше. Я поняла, что эта профессия вымирает. И единственным ее достойным воплощением является храмовая живопись. Затем меня начала интересовать мода. И я решила всё поменять. Забрала документы и заново поступила в «Муху» на отделение «дизайн одежды», где проучилась ещё два с половиной года.

Катя Васильева, instagram @chocolatecafe

Мне тогда хотелось делать что-то реально существующее что ли… что можно подержать в руках, что тесно связано с простым человеческим бытом. Поэтому меня и заинтересовала одежда. У меня есть творческий Instagram «Шоколадное кафе» (@chocolatecafe__) — это альбом с картинками, которые я люблю и хочу рисовать. Изначально я планировала, что это будет только фэшн, но появились и другие работы, которые захотелось показать.

»

текст: Катя Васильева, редактор: Наташа Гончарова, фото: англер, Катя Васильева

--

--