Четыре эпохи в открытках и атрибутах Нового года

Дед Мороз на мотороллере, деньги из скважины, красноармеец против фашиста — всё это изображения на праздничных открытках в честь Рождества или Нового года. Их и другую традиционную атрибутику праздника из фондов музея «Старый Новый Год» выставляют в культурно-выставочном центре Высшей школы технологии и энергетики. Методист центра Дарья Пуртова рассказала о новогодней выставке «Англеру».

англер
6 min readJan 7, 2022
Дарья Пуртова, методист культурно-выставочного центра Высшей школы технологии и энергетики

I. До революции

Перед нами дореволюционная открытка с фотографическим изображением. Такие вещи продавались в фотоателье и были очень популярны, потому что фотография, ещё и в настолько утилитарной функции, всё ещё была для людей в диковинку. Безусловно, все полученные изображения были черно-белыми. Их вручную раскрашивал помощник фотографа, какой-нибудь начинающий художник. Кстати, ретушером в фотоателье когда-то подрабатывал Архип Куинджи.

Большинство открыток поздравляли «С Рождеством Христовым». Однако поздравляли и с Новым годом. Каждая открытка — это, в первую очередь, намерение пожелать чего-то доброго. Категории для пожелания были те же самые — любовь, деньги, успех и удача. На открытке видно, как дети качают из скважины деньги. Вся поляна устлана четырехлистным клевером и незабудками, что символизирует везение, фортуну.

Дореволюционная открытка очень хорошо иллюстрирует эволюцию образа Деда Мороза. Вот так смотришь и думаешь: «Где шуба, отороченная белоснежным мехом? Почему она лиловая — не синяя, не красная? Где мешок с подарками?». Дело в том, что раньше отсутствовали точные критерии как облика, так и функций персонажа. Дед Мороз тогда не только радовал детей, но и наказывал нерадивых. Отправлял на мороз, дарил сосульки вместо подарков, мог и посохом огреть — в общем, поддерживал социальную справедливость. Кстати, нынешнее имя Дед получил лишь в советские времена, когда кроме Нового года ничего нельзя было отмечать. До революции основные празднества приходились на Рождество, тогда детей навещал Святочный старик или Рождественский дед.

II. После революции

Опять-таки уже в советские времена был сформирован образ Снегурочки как помощницы Деда Мороза — персонажа, уполномоченного взаимодействовать с детьми и вести весь утренник от начала до конца. Вспомните, Дед Мороз выходит к детям, когда они уже спели, потанцевали, до хрипоты накричались «дед-мо-роз». Снегурочка же, как помощница и внучка, привечает всех персонажей, готовит детей к встрече главного героя. Эта традиция берет свое начало с кремлёвских утренников последних предвоенных лет. Внешний же образ Снегурочки стал складываться ещё в XIX веке, когда Александр Островский выпустил пьесу «Снегурочка», а П. И. Чайковский написал одноименную оперу. Изначально же девочка, вылепленная из снега и ожившая — персонаж русских народных сказок.

Однако далеко не все традиции, сформированные в имперское или советское время, сохранились до дней сегодняшних. Не используются, например, сюрпризницы или бонбоньерки. Бонбоньерка — коробочка для конфет (французское bonbon — конфета). Как до революции, так и в советские времена родители ежедневно что-то прятали в коробочку, а дети проверяли, доставали, лакомились конфетой. В музейной коллекции представлена бонбоньерка конца 30-х годов с иллюстрацией к сказке «Три поросенка». Это было время, когда празднование Нового года в СССР снова было возобновлено после примерно десятилетнего забвения. Но исключительно Нового года — не Рождества, которое считалось религиозным пережитком. Новый год теперь позиционировали как праздник счастливого детства. Отсюда множество сказочных персонажей в дизайне новогодних украшений.

В ёлочных флажках последних довоенных лет также хорошо прослеживается тематика Нового года как праздника для детей. Дети с подарками, дети со зверятами, дети с галстуком и горном. Те же три поросенка, кстати, присутствуют.

III. Военное время

В военное время новогодние украшения, безусловно, не могли быть такими радостными. Ёлочные игрушки заводы изготавливали из отходов производства, в семьях мастерили шары из перегоревших лампочек. Самый сильный дизайн того времени выразился в иллюстративной графике — плакат, почтовая карточка. В коллекции представлена открытка «С новым годом! С новым счастьем! С новым гадом на счету!» художника Михаила Гордона. На ней красноармеец поражает штыком фашиста. Интересно, что Гордон был членом группы «Боевой карандаш», действовавшей в блокадном городе. Эта карточка была создана в Ленинграде в 1942 году.

В январе 1943 года блокада была прорвана и, встречая 1944-й, люди имели основание верить в освобождение страны, в победу. Иллюстратор Нина Петрова пытается поделиться этой уверенностью, изобразив на открытке сцену из военного Ленинграда. Группа детей на фоне решётки Летнего сада — девочка трубит победный клич, мальчики поднимают кумачовый флаг. Решётка Летнего сада символизирует некую границу, которую невозможно перейти осаждающим город — граница богатой культуры Ленинграда, в том числе и духовной.

IV. Послевоенное время

Страстная идеологичность в оформлении открыток и почтовых карточек к 1960-м годам теряет свою актуальность. Она утихает, перерастает в пропаганду образа жизни, её бытовой стороны. Открытка с Дедом Морозом на мотороллере — 1963 год. Голубой мотороллер, возможно, «Вятка». На фоне дом, сильно напоминающий панельку, коими активно застраивалась страна в те годы — после войны жилищный вопрос встал ещё более остро. За спиной у Деда Мороза военный вещмешок, используемый в те годы в качестве походного рюкзака.

Это было время относительной интеллектуальной свободы, бардовской песни и походной романтики, спора физиков и лириков. Что касается физиков — они вели за собой индустриализацию государства. В коллекции, представленной на выставке, есть не новогодний, но очень интересный, характеризующий время экспонат — приглашение на праздник и торжество науки «Трехсоттысячные — в 1960 году». Во Дворце культуры имени А. М. Горького проходил вечер чествования конструкторов и строителей, которые возвели 300 000 кВт турбоагрегат. Поклонение науке можно сопоставить с языческим культом — инженеры-идолы и строители-жрецы, массовые песни, танцы, игры, духовой оркестр, концерт в двух отделениях. Возможно, это соотносимо с сегодняшним креном в техническую сферу жизни, с благополучием и авторитетом технических корпораций.

Эти и другие экспонаты в Культурно-выставочном центре Высшей школы технологии и энергетики Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна представлены до середины января 2022 года.

Другая выставка из фондов музея «Старый Новый Год» проходит до конца января 2022 года в Доме детского творчества «Союз».

»

Музей «Старый Новый Год»

Текст: Дарья Пуртова. Редакторка: София Саттарова. Фото: Англер.

Поддержать издание: vk.com/donut/anglerzine

--

--