От Петра I до Гая Ричи: Экскурсия по истории часового завода «Ракета». Часть I

Менеджер по пропаганде «Петродворцового часового завода «Ракета» Катя Миронович рассказала нам об истории и возрождении советских брендов «Победа» и «Ракета», сотрудничестве с Эмиром Кустурицей, камео «Победы» в фильме Гая Ричи, о том, где хранятся архивные дизайны и многом другом. А еще, оказывается, продукцию «Ракеты» два месяца проверяют на точность хода перед выпуском. Сверим часы?

англер
9 min readJan 16, 2020
Екатерина Миронович, менеджер по пропаганде Петродворцового Часового Завода «Ракета»

«

Меня зовут Екатерина Миронович. Я менеджер по пропаганде на Петродворцовом Часовом Заводе «Ракета». Участвую в проекте возрождения легендарных русских часов «Ракета» и «Победа». Работаю на заводе уже 4 года и очень люблю свое дело.

Завод является редчайшей часовой мануфактурой, потому что у нас свое производство, свои ноу-хау. Мы производим все часовые детали от «А» до «Я». Со стороны все механические часы выглядят очень просто. Мы видим циферблат, стрелки, корпус, заводную головку и ремешок… Казалось бы, 6, 7 элементов — и у вас часы. Но на самом деле внутри корпуса скрывается настоящая машина. В одном механизме часов более чем 200 элементов! Каждую деталь из этого механизма нужно изготовить.

Схема сборки автоподзавода

Завод изготавливает все детали самостоятельно. Детали проходят через множество производственных шагов, для их изготовления требуется ювелирная точность, и наши специалисты справляются с этой сложной задачей.

В нашем цеху представлено оборудование из разных времен, большинство станков уникальны, потому что они предназначены именно для часовой индустрии. Каждый экземпляр выполняет свою определенную функцию в отлаженном процессе производства.

На участке сборки работают наши специалисты-часовщики, их задача — собрать часы поэтапно, операция за операцией. Часы проверяются на точность хода и герметичность, что занимает около двух месяцев в среднем.

На настоящий момент, как мы считаем, у нас свой путь развития, и наши часы уникальны: у нас полностью мануфактурные механизмы, которые созданы на основе наших исторических архивов, истории предприятия вообще, с нашими наработками. И за счет того, что у нас свой путь развития, своя аудитория, у нас нет конкурентов в этой среде.

У нас в Москве находится дизайн-студия, там хранятся все архивные чертежи наших часов, все архивные дизайны. У завода самая большая в мире коллекция по дизайну часов. На заводе проводятся экскурсии, и вы можете посетить не только все фирменные бутики, которые находятся в Петербурге, Москве, Париже, но и предприятия, само производство, а также вы можете приехать в студию, где рождаются новые воплощения наших часов.

Архивные иллюстрации дизайна часов, предоставленные московской дизайн-студией ПЧЗ «Ракета»

1721

Завод был основан указом Петра I в 1721 году. Это была гранильная мельница-фабрика — работали с камнем. Делали полы, столешницы, табакерки, шкатулки, ювелирные украшения, проводили мозаичные работы. Из всего этого строился Санкт-Петербург.

Фабрика была построена из дерева, но дерево — материал недолговечный, фабрика несколько раз горела, в итоге ее перестроили в камне. Далее завод расширялся, к фабрике было достроено два флигеля. Получили новую задачу, например производить бумагу, но камнерезные работы по-прежнему были одной из задач фабрики. Участвовали в оформлении Исаакиевского собора, внутри которого находятся пилястры из лазурита, малахита, созданные нашими мастерами; оформляли Малахитовую комнату в Эрмитаже — делали тоже пилястры, вазы, канделябры; участвовали в оформлении дворцово-паркового ансамбля Петергоф. Делали постаменты для фонтанов, полы, колонны. Вообще, история гранильной мельницы-фабрики очень богатая! Практически в любом историческом особняке, дворце Санкт-Петербурга есть вещица или изделие роскоши, созданное мастерами Гранильной мельницы-фабрики.

Участвовали в реставрационных работах. Реставрировали всем известную Янтарную комнату в XIX–XXвеках, реставрировали атлантов Эрмитажа. Участвовали в создании мозаики для Кронштадтского морского собора, саркофага императора Александра ll из яшмы, который находится в Петропавловской крепости. Послужной список у предприятия впечатляющий. До того, как начали изготовлять часы, основной профиль был камнерезные работы, строительство и реставрирование города.

Первая половина XX века

Время никогда не стоит на месте, эпоху сменяет эпоха, наступает XX век, научно-техническая революция, и завод перестраивается на производство более точных изделий, начинает производить подшипники. Выращиваем синтетический рубин, внутри предприятия обрабатываем его, и получалось у нас изделие, которое является неотъемлемой частью любого машиностроения. При помощи таких подшипников работает компас, устройства в подводных лодках, устройства в кораблях, военной техники. Завод становится ТТК № 1. Завод по производству точных технических камней № 1 в СССР. Таким образом, полностью отказались от импорта камней и самостоятельно справлялись своими силами. Ну а от производства технических камней к производству часов необходимо совершить полшага, и эти полшага завод тоже делает в XX веке. Указом советских властей начинается производство часов. Если мы с вами оглянемся назад в XX век, мы сможем вспомнить, что ни у кого тогда компьютеров не было, телефонов не было, и вопрос «Который час?» был не таким простым как сегодня.

Фотография из архива московской дизайн-студии ПЧЗ «Ракета»

Однако жизнь шла своим чередом, и общемировая военная обстановка диктовала свои законы. Человеку нужно и вовремя на работу прийти, и детей в садик отдать и т. д. Поэтому предприятие дает свой ответ на вопрос «Который час?».

1941–1945

Мы с вами перенесемся во время Великой Отечественной войны. Увы, в то время Петергоф был заключен между двумя линиями фронта, на территории Петергофа были фашисты, и именно поэтому наше здание очень сильно пострадало. Оно было практически полностью разрушено, а наши сотрудники ушли сражаться, защищать родину и спасать Петергоф. Однако технологии оборудования удалось сохранить. У нас также есть святая традиция, мы вместе с коллективом завода ходим на возложения к большому заводскому монументу и вспоминаем тех героев, благодарим их за подвиг, за мирное небо над головой.

Победа «Антрацит»

После Второй мировой войны уже возвращаемся к производству с часами «Победа». Указом Кремля было постановлено начать производить часы под маркой «Победа» для всех в СССР. Дизайн также был утвержден Кремлем. Мы выпустили ретро-коллекцию часов «Победа», для них характерна маленькая секундная стрелка и красная 12. Красная 12 — это парадный облик циферблатов, она символизирует кремлевскую звезду, но находится не на каждом циферблате.

Вообще, мы очень бережем историю, и когда к нам приходят наши сотрудники, кто работал тут раньше, они приносят письма, фотографии, трудовые книжки, удостоверения ВОВ, — мы это все очень бережно храним, собираем, а потом представляем в экспозиции нашего завода. Ведь завод это не только станки, и машины, и технологии — это, прежде всего, люди! Именно люди спасли предприятие в эпоху Великой Отечественной войны.

1961

Ну а мы с вами перемещаемся в 60-е — это десятилетие, когда появилась марка «Ракета». В 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершает свой знаменитый полет в космос и вдохновляет наших инженеров на создание нового типа механизма. Так рождается «Ракета» — в честь полета Юрия Гагарина в космос. Механизм получился очень удачным, очень точным, отлично показал себя в эксплуатации и оказался достаточно простым для производства. Используются все материалы, которые находятся внутри страны, что являлось одним из ключевых моментов. Механизм 2609 стал базовым механизмом для всех дальнейших разработок. У завода вообще самая большая коллекция в мире по дизайну часов, но производили не только наручные часы, но и мужские часы на цепочке, будильники, настольные часы, часы для военных — для пилотов, для подводников, для моряков. Все эти технологии у нас сохранены, и выходили самые сложные механизмы, в которых у нас было устройство автоподзавода, двойной календарь, будильник, за такими механизмами до сих пор охотятся часовщики.

80-е

В 80-е завод был огромный, вся эта территория, которая нас окружает, входила в состав завода. То есть тут работал каждый третий человек в Петергофе и из ближайших окрестностей.

Мы производили часы для всех в СССР. По 5 миллионов экземпляров в год. Для подводников, моряков, военных и гражданского населения.

В 80-е года появляется наша отличительная черта «Нуль». 0 вместо обозначения 12 часов (для механизмов на 12 часов) и вместо 24 часов (для механизмов на 24 часа) — это фирменная черта «Ракеты», знак возрождения завода. Такой «нуль» вы больше нигде не встретите. У Горбачева были часы с нулем, и он сделал неплохую рекламу за рубежом, когда появился в них на нескольких конференциях… Ему задавали вопросы, что же ваша страна будет делать дальше. Он отвечал — «Начнем жить с нуля». С тех пор «нуль» — это знак возрождения завода. Ну и все иностранцы прессу читают, телевизор смотрят, и Горбачев фигурировал в прессе, на телевидении в часах с нулем, а людям интересно, что же это за часы такие… И до сих пор наша марка узнаваема за рубежом, в том числе благодаря «нулю».

Архивные иллюстрации дизайна часов, предоставленные московской дизайн-студией ПЧЗ «Ракета»

90-е

Далее распался Советский Союз, именно поэтому территория перестала принадлежать Часовому Заводу. Остался завод в этом историческом здании, и снова сотрудники спасли технологии и оборудование, кто проработал тут целыми семьями и поколениями. Они не могли представить, что завод просто исчезнет, ведь он так тесно переплетен с историями их семей. Именно поэтому они спасают предприятие и дают шанс возрождению, и за счет этого даже у нашего «нуля» появляется новое прочтение, новый смысл — «возрождение».

Наши дни

Часовой Завод активно развивается. Несмотря на то, что у него очень грандиозная история, мы очень динамичны, гибки, и каждый месяц у нас выходят новинки.

Мы разработали очень много разных серий и часов.

Совместно с самолетами «Илюшин» выпустили серию часов «Победа. ИЛ». Эта серия будет коллекционной: для военных подразделений, путешественников, фанатов футбола. Мы выпустили часы «Ракета. Коперник», которые тоже берут историю из 60-х, — стрелки выполнены в виде планет, циферблат выглядит как солнце, с обратной стороны мы снова открыли вид на механизм. С нашим другом Сами Насери — французским актером — мы разработали дизайн часов специально к чемпионату мира, который проходил в Санкт-Петербурге. Этот дизайн у нас создан для фанатов хоккея, путешественников. Также сотрудничаем со звездами балета: наши друзья выпустили серию часов «Ракета. Премьер». Мы взяли архивы 60-х вместе с Артемом Овчаренко, премьером Большого театра, и разработали новое прочтение. Часы «Ракета. Амфибия» предназначены для погружения под воду, для глубоководных погружений до 400 метров. Они ведут историю с 60-х годов. Из современных фильмов наши часы «Победа» фигурировали в фильме «Агенты А.Н.К.Л.», Гай Ричи заснял их на запястье у советского агента. С Эмиром Кустурицей выпустили часы «Ракета. Авангард» в честь столетия русского авангарда. На них вы можете увидеть знаменитый «нуль», а также круг, треугольник и стрелу. В центральном «Детском мире» в Москве находится самый большой часовой механизм — тоже наша работа. 5 тонн, 5 тысяч деталей.

«Победа ИЛ», «Коперник», «Амфибия», «Ракета. Авангард»

Недавно у нас появилась новинка — часы «Ракета. Русский код». Если вы взгляните на циферблат, возможно, вы заметите, что здесь есть некоторая особенность. Это часы с обратным ходом — механика, автоподзавод. На циферблате вы можете увидеть планету Земля, и здесь указано направление, в котором вращается планета. Планета вращается вокруг своей оси тоже против часовой стрелки, и Луна, которая отмечена на секундной стрелке, тоже вращается против часовой стрелки.

Мы осовремениваем облик наших часов, выпускаем каждый месяц новинки, работаем над механизмом, производим новые узоры на видимых частях механизма, работаем в коллаборации с известными личностями.

В последнее время многие переходят на электронные часы. Не секрет, что, когда появились кварцевые часы на рынке, люди очень быстро переключились. Когда начали развиваться технологии — все тоже быстренько переключились и купили себе вначале пейджеры, потом телефоны. Однако мне и кругу моих знакомых всегда хочется, чтобы была какая-то константа в жизни, чтобы не было быстрого потребления. Часы — это как раз та продукция, которую вы можете предавать из поколения в поколение, и у нас в музее находятся часы 40-х, 50-х, 60-х, 70-х годов, и многие из них работают! Если вы купили механику, на автоподзаводе, то это уже навсегда — это не что-то из быстрого потребления. А факт того, что завод не производит большое количество часов, как это раньше было с большим грандиозным выпуском на все население, добавляет еще какую-то уникальность в нашу продукцию. Мы вкладываем не только душу, историю и технологию, но еще и уникальность. Например, очень часто люди, когда присматривают себе какие-то часы, обдумывают эту покупку, потому что часы — это что-то индивидуальное. Некоторые люди на это тратят день, некоторые месяц, все по-разному.

Мы наблюдаем за рынком, в какое-то время механика обесценилась в принципе. Но сейчас люди переосмысливают всё, в том числе наш бренд. Если раньше завод работал для всех в СССР и часы были очень широко распространенным и достаточно доступным продуктом, то сейчас это эксклюзивная вещь, аксессуар, который выделит вас на фоне всего текущего времени и всего происходящего.

»

--

--